О постоянстве аудитории и непостоянстве алгоритма

Возможно, вы заметили, что публикации здесь свелись к дайджестам с моего телеграм-канала. И это не столько потому, что я обленился писать сюда «длиннопосты», просто формат телеграм-канала оказался мне ближе.

Там можно написать небольшую заметку из нескольких строк и она, благодаря недавно реализованным в телеграме комментариям, найдёт не меньший отклик, чем большая статья.

Мне всегда казалось, что такие небольшие заметки, которые могут вызывать у читателя самый разный отклик — от согласия до желания поспорить, гораздо важнее для создания «ядра аудитории», чем самые интересные лонгриды.

И вот, после одной такой заметки, в комментариях приключилось обсуждение, где Никита Белоголовцев заострил внимание на «ядре аудитории».

«…процент ядра ВСЕГДА зависит от объёма случайной аудитории. Если нужно его подрастить, просто снижаешь до минимума случайную аудиторию. Когда я был главредом сайта, мы отдельно от общего трафика всегда следили за тем, как ведут себя когорты постоянных читателей. Тех, кто приходит больше 3, 5, 10 и тд раз в месяц. Как они количественно растут и тд. Мне кажется, это более правильный способ оценивать рост ядра».

Идея показалась мне интересной и я решил подсчитать это самое ядро аудитории.

Мне казалось — тех, кто приходит на канал повторно (речь не о ПРОДЗЕНе, который существует благодаря подписчикам, а не рекомендательным алгоритмам Дзена), очень мало.

Я подозревал, что каждая моя статья показывается абсолютно новым читателям, а те, кто приходят на канал второй или третий раз, вряд ли понимают, что они читают конкретного автора, и для них это просто поток карточек, на которые они кликают. Собственно, именно термин «потоковая аудитория», который вслед за моим знакомым автором употребил в посте, и привлёк внимание Никиты.

Подозрение надо проверить, и я тут же попытался рассчитать «ядро аудитории».

Как рассчитать ядро аудитории канала в Яндекс.Дзене

Без метрики тут никуда, поэтому если у вас метрика к каналу ещё не подключена, то подключайте и ждите пока она не накопит данные о вашем канале.

В метрике нужно сделать следующее.

1. Перейти в Отчёты / Стандартные отчёты / Посещамость.

2. Настроить отчёт, указав следующие параметры:

  • Интересующий период.
  • Детализация — 1 месяц (думаю, это достаточно наглядный период).
  • Настроить фильтры: Вернувшийся посетитель, Среднее время между визитами от 1 до 14 дней, Время с предыдущего визита меньше 1 месяца и количество визитов > 10.

Получившийся отчёт (его, кстати, можно сохранить под каким-то названием, тогда его можно будет открывать в разделе Отчёты / Мои отчёты) будет отражать посещения читателей, которые соответствуют указанному фильтру: были на статьях канала больше 10 раз, заглядывают хотя бы раз в месяц, при этом делают это достаточно регулярно (не реже чем 1 раз в две недели).

Мне кажется, это очень верный и лояльный читатель. Я даже не знал, будут ли такие вообще.

Результат для моего канала оказался таким:

Когда я увидел этот график, я был поражён. Оказывается в начале года у меня были тысячи читателей, которые готовы были постоянно и регулярно читать мои публикации. Это точно не какая-то «потоковая аудитория», это те самые люди, для кого я и пишу свои статьи.

И, конечно, меня смущало то, что со времени таких верных читателей стало меньше.

С одной стороны это могло произойти из-за того, что читатели потеряли интерес и перестали заходить на мои статьи. С другой стороны, может просто Дзен перестал показывать мои статьи мои верным читателям?

Я решил соотнести просмотры канала с «ядром».

Красная линия здесь — это график просмотров. Масштаб не соблюдён — ядро аудитории составляет порядка 1% от общего числа просмотров.

Уже из графика видно, что вслед за снижением общего числа показов снижается и «ядро».

В Дзене не получится, как советует Никита, отслеживать то, «как ведут себя когорты постоянных читателей». Их просто не будет, если алгоритм потеряет интерес к каналу.

В виде таблицы (данные выгружаются в Excel из метрики) — это ещё нагляднее, потому что можно просчитать то самое отношение ядра аудитории к просмотрам.

Как видно, ядро аудитории у меня практически всегда составляет в районе 1% от общего числа просмотров.

Рост этого отношения в последние два месяца, как мне кажется, объясняется тем, что просмотры снизились настолько, что стала заметна роль подписчиков, которые, будем надеяться, видят наши статьи в любых ситуациях.

Получается, что 1% читателей готовы читать мои статьи снова и снова. При условии, что им покажут мои статьи.

В общем, всё просто:

Есть показы → есть просмотры → есть тот, кто заходит на канал в 11-й раз.

Нет показов (тем кто уже был на канале 10 раз) → нет «ядра аудитории».

Какой из этого следует вывод

Ядро аудитории в Дзене полностью зависит от того, показывают потенциальным читателям ваши статьи или нет. Дзен в любой момент может перестать показывать ваши статьи тем, кто читал их постоянно — и это не у читателей пропал интерес к вашим публикациям, просто алгоритм нашёл новые тренды, которые надо продвигать.

На мой взгляд, этот момент должен быть учтён в алгоритмах Дзена. Если читатель прочитал 10 ваших публикаций и регулярно заходил на ваш канал, то алгоритм не должен забывать об этом, даже если ему сейчас хочется продвигать истории о том, как кто-то кому-то дал 1000 рублей и посмотрел, что из этого вышло.

👉 Подпишитесь на @prodzen в телеграме.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,расширение продзен

Мы в социальных сетях