Активные души или особенности рекомендаций Дзена

Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души,
которые в некотором роде окончили своё существование?
Н.В. Гоголь, Мёртвые души

Подписочная модель рекомендаций Дзена, о переходе на которую было объявлено больше года назад, включала две составляющие:

  • Приоритетные показы публикаций подписчикам.
  • Переход к вознаграждениям за подписчиков.

Обычно авторы критикуют именно второй пункт — потому что это очень наглядно и «близко к телу». Но мне стало интересно посмотреть на то, что происходит с рекомендательным трафиком для подписчиков.

Если посмотреть просмотры публикаций подписчиками, то можно увидеть разные цифры. И это понятно, ведь на то, прочитает ли подписчик статью, просмотрит видео, задержит ли внимание на посте в ленте, влияет ряд факторов, главный из которых — это CTR публикации. Если карточка и заголовок не вызывают желание кликнуть, то просмотров не будет — неважно, кому показали карточку — подписчикам или нет (ну может подписчики всё-таки заинтересуются, но не все).

Поэтому интересно посмотреть на охваты. Вот как выглядит график показов, которые Дзен выделял для подписчиков.

Динамика показов публикаций подписчикам с 25 января 2022 г. по 25 марта 2023 г.

Статистику просмотров по подписчикам начали вести с 25 января, и пик просмотров приходится на март-апрель. На моём канале (здесь и далее речь идёт о канале «Я работаю в банкомате») показы отдельных публикаций подписчикам достигали 17 тыс.

Но с апреля доля показов стала снижаться. На это, очевидно, повлияло три фактора:

  • 4 марта лента Дзена была переведена в подписочную. Причём, обращаю внимание, на просмотры подписчиками это повлияло не очень.
  • 29 марта 2022 г. в Дзене было введено требование, что для того, чтобы подписаться, необходимо обязательно войти в систему.
Пользователь должен был обязательно войти в систему, чтобы считаться подписчиком.

На этом этапе, я уверен, отсеялось много подписчиков, которые по тем или иным причинам не стали регистрироваться, либо зарегистрировавшись, они почему-то перестали быть подписчиками — их Дзен воспринял, как новых пользователей.

В это время просмотры публикации подписчиками достигали 7 — 9 тыс. У пиковой публикации было 12 тыс. показов от подписчиков.

  • Включение рекомендаций 21 апреля 2022 г.

На моём канале рекомендации появились не сразу. При этом выявилась тенденция к снижению показов подписчикам. С апреля по май было 5 -7 тыс. (в мае пик — 10 тыс.).

Это можно объяснить завершением процесса регистрации «анонимных подписчиков» — какая-то часть пользователей перестала считаться подписчиками, и даже если им канал показывают, то они не подписались на него повторно.

Интересно, что смена доменного имени — переезд c zen.yandex.ru на dzen.ru никак не повлиял на снижение охватов подписчикам. На графике показов нет даже заметной просадки в дни переезда, хотя в Дзене были проблемы с редиректами.

После этого процесс снижения показов подписчикам не приостановился — сейчас средние показы находятся в районе 3 тыс. на статью.

За период чуть менее чем за год подписочные охваты снизились почти в 2 раза.

Отмечу, что подписчиков за это время не убавилось — за год канал прирос пятью тысячами подписчиков, т.е. охваты не распространяются даже на них.

На это можно возразить, что постоянные читатели канала разочаровываются в нём, отписались или вообще уходят из Дзена, а счётчик подписчиков в итоге превратился в счётчик мёртвых душ.

И я тоже так считал, думал, что все беды канала из-за достаточно нишевой темы, которая не предполагает высокую конверсию читателей в подписчики.

Однако, когда в Дзене появилась лента подписчиков, я понял, что основная проблема заключается в другом.

В своей ленте подписчиков я увидел каналы, на которые подписывался ещё до того, как завёл канал сам (т.е. в 2018 г.), но публикаций которых давно не видел в ленте. Я думал, что авторы просто забросили свои каналы и перестали писать, но в действительности их просто перестали показывать мне в ленте.

О том, что далеко не всем подписчикам показывают карточки публикаций, можно сделать вывод, проанализировав охваты, которые получают отдельные публикации.

Охваты публикаций за 3 месяца.

В среднем карточку публикаций видит около 3000 подписчиков, при этом есть слабо выраженный нисходящий тренд (на графике он изображён пунктирной линией).

При этом сами охваты очень неравномерны. Минимальное количество показов, которое набрала статья — 2100, а максимальное — 5057.

То есть если говорить, что речь идёт об активных подписчиках, то почему ~2027 человек активизировались на одной статье, а на остальных они остались «мёртвыми душами».

Напомню, что речь идёт о показах, а не о просмотрах или дочитываниях. Источник показов в Дзене один — это рекомендательные алгоритмы Дзена, поэтому можно сделать только один вывод.

Вводя подписочную модель оплаты, в Дзене не позаботились о том, чтобы обеспечить высокую роль факта подписки в дистрибуции контента.

Человек, который подписывается на канал, выражает этим максимальную заинтересованность, именно в этом канале, он ждёт что ему будут показывать контент этого автора.

Например, я подписан на один кулинарный канал не потому, что я люблю контент про еду (я к нему отношусь, мягко говоря, прохладно), а потому что мне нравится контент именно этого автора. Я восхищаюсь тем, как он подбирает музыку к видео, а также как снимает само видео. Алгоритмы Дзена не показывают мне канал, на который я подписан, справедливо предполагая, что я не люблю кулинарный контент. Однако при этом игнорируется тот факт, что я подписался на канал, и, если мне он станет неинтересен, я сам смогу отписаться в любой момент.

Самое смешное, что кулинарный контент мне при этом в ленту подмешивается с упоминанием того, что он интересен подписчикам того самого единственного кулинарного канала, на который я подписан.

От этого страдают все каналы, которые в силу контента, темы или продуктивности, не могут привлекать новых подписчиков быстрее, чем Дзен перестаёт им показывать публикации.

Игорь:

This website uses cookies.