Статистическое непостоянство — о статистике аудитории в Дзене

С начала месяца в статистике Дзена обновился раздел «Аудитория». О том, что именно изменилось, подробно рассматривалось в Дзен-журнале, а я хочу поговорить о странностях, которые наблюдаются в этой статистике.

Многие заметили, что данные, которые выводятся в этом разделе, не очень похожи на информацию из метрики или… из других разделов статистики.

Например, если сравнить данные виджета «Вся аудитория» в Дзене и «Посетители» в метрике, то получится, что Дзен зафиксировал меньшее количество посетителей.

Примечание. Здесь и далее приводятся данные статистики канала «Игорь | Продзен» за один день — 08.09.2023 г.

Уникальные пользователи. Слева скриншот статистики Дзена, справа — Яндекс Метрика.

То, что данные различаются, можно объяснить способами определения уникального пользователя. Дзен это должен делать, опираясь на учётную запись, а Яндекс Метрика — используя знания об оборудовании.

Например, пользователь, который входит в Дзен с двух разных устройств, рассматривается Дзеном как один пользователь, а Метрика может видеть в нём двух разных уникальных посетителей.

Разницу могут вносить и типы контента, которые не являются «родными» для метрики — видео и ролики. А в случае постов и статей, сам факт просмотра может учитываться по-разному.

Кроме того, я не удивлюсь, если Дзен не учитывает… неавторизованных пользователей.

По идее это должно разъясняться в соответствующем разделе «Справки», но там сейчас приводится устаревшая информация.

Различия есть и в источниках — откуда приходят пользователи.

Данные об источниках. Слева скриншот статистики Дзена, справа — Яндекс Метрика.

По версии Дзена, 81% просмотров пришёлся на рекомендации (сумма «Лента Дзена» и «Рекомендаций»), а Метрика считает, что таких просмотров лишь 66,9%.

Правда, сравнивать проценты — неблагодарное дело. Но, к счастью, можно попробовать сравнить реальные значения.

Примечание. Значение показателей для Дзена нигде не отображаются, однако они используются для отрисовки графика. При желании эти данные можно увидеть, используя средства отладки браузера, что я и сделал. На мой взгляд было бы логично отражать эти цифры и на графике — выводить их хотя бы в виде всплывающей подсказки, при наведении курсора на соответствующую строку.

Данные Дзена и Метрики я свёл в таблицу и попытался соотнести между собой источники.

Например, очевидно, что с точки зрения Метрики «Рекомендательная система» — это весь трафик из любых рекомендаций Дзена, Пульса и (на некоторых каналах это будет) Google Discover.

По идее, сюда можно отнести и внутренние переходы, которые учитываются Метрикой, но которые никак не выделены в Дзене.

Непонятно, почему Дзен никак не учёл «прямые заходы» — к категории «Прочее» здесь отнесено лишь 32 просмотра, в то время как метрика считает, что таких просмотров было 117.

Но больше всего меня огорчает то, что Метрика зафиксировала лишь 3 перехода из мессенджеров (Дзен об этом не знает ничего). Такого быть не может — 8 сентября была опубликована статья, по ссылке на которую переходили, как из телеграм-канала, так из бота Дзен-ридер (здесь было 23 перехода, что я знаю благодаря utm-меткам).

Но самое поразительное заключается в том, что в сумме данные по Дзену и Метрики оказались абсолютно равны — обе системы учли по 583 просмотра!

Я уже почти сделал вывод, что просто платформы по-разному трактуют источники трафика и делают это не всегда корректно, но в целом данные совпадают.

Но на всякий случай, решил посмотреть суммарные данные и за другие дни — с 1 по 9 сентября.

Увы. Выяснилось, что данные статистики Дзена и Метрики всё же различаются. И, как правило, метрика учитывает больше просмотров. Правда, иногда, наоборот — больше просмотров фиксирует статистика Дзена.

Объяснить такие расхождения можно также как и выше — различным подходом к учёту просмотров.

Хочу отметить лишь, что из моего опыта Метрика очень точно учитывает данные, если скрипты Метрики установлены на сайте корректно и система получает верные данные.

Сравнивать какие-то дальнейшие данные статистики аудитории Дзена с данными Яндекс Метрики нет смысла.

Статистика Дзена отличается от данных Метрики, но говорить о том, что здесь содержатся какие-то заведомо заниженные данные, нельзя.

На мой взгляд, в первую очередь Дзену необходимо объяснить, почему есть такие различия — описать в справке как именно считается аудитория, какие просмотры учитываются, а какие нет.

Кроме того, хотелось бы, чтобы этот раздел статистики дорабатывался дальше. Он должен отображать не только относительные, но и абсолютные значение, а виджет с источниками нужно делать более подробным (мне было бы интересно видеть пользуется ли кто-то подборками). Надеюсь, когда-то это будет сделано.


Игорь:

This website uses cookies.