В Дзене проводят опрос о стеллах. Если вы не в курсе — это что-то вроде платных лайков, над которыми работают в Дзене.
Судя по этому опросу, планируется, что стеллы будут играть более важную роль на платформе, чем просто мотивация авторов.
Дисклеймер — всё может измениться
Хочу подчеркнуть, что речь идёт о функции, которая ещё не реализована в Дзене.
Вся информация и все выводы, которые приводятся в статье, получены из опроса. В справочной системе Дзена информации о стеллах пока нет.
Когда (и если) стеллы появятся в Дзене, всё может быть организовано как-то иначе.
Что будут представлять собой стеллы
О самом главном в опросе говорится сразу. Стелла — это не просто платный лайк, а внутренняя валюта Дзена.
Пользователи могут купить стеллы и потратить их на бонусы для себя или подарить автору. Автор, в свою очередь, полученные стеллы может потратить на бонусы для своего канала.
Таким образом, стеллы — это полный аналог звёзд из Телеграма, где их можно не только подарить в виде лайка, но и потратить на цифровые подарки или оплатить услуги в телеграм-ботах.
Какие бонусы могут получить авторы за стеллы
«Какие бонусы для себя и своего канала вы хотели бы получать в обмен за стеллы?» — из этого вопроса мы можем сделать выводы о том, какие бонусы можно будет приобрести за стеллы:
- Скидка на запуск рекламной компании с помощью технологий VK Рекламы.
- Поднятие контента на более высокую позицию у подписчиков.
- Изменение размера обложки на канале.
- Мерч от Дзена.
- «Клубный чат» — возможность общаться автору с другими участниками «клуба».
- Обмен на показы публикаций.
- Возможность визуально выделять публикацию (например, цветной заливкой, рамкой), чтобы она была заметнее в рекомендациях.
- Скидки и подарки от сторонних сервисов, магазинов и т.п.
- Подключение личных сообщений на канале.
- Настройка платного доступа к определённым публикациям на канале — пользователю нужно будет заплатить стеллы, чтобы посмотреть публикацию.
- Возможность проводить прямые трансляции.
- Вывод денежного эквивалента стелл.
- Дополнительные инструменты и метрики.
- Обучение от команды Дзена или авторов-экспертов.
Хочу подчеркнуть, что участнику опроса предлагают сделать выбор, и в итоговую реализацию, скорее всего, попадёт далеко не всё.
Видно, что некоторые пункты добавлялись просто для количества (например, обучение от команды Дзена бесполезно по определению). Некоторые пункты вредны для платформы — подсветка карточек в рекомендациях, поднятие контента в подписочной ленте. Ну а за другие брать деньги стыдно (например, требовать деньги за личные сообщения на канале).
Кстати. Если у вас есть телеграм-канал и вы хотите получать там личные сообщения из Дзена, то достаточно разместить ссылку на директ в описании. Как это сделать — я недавно писал в своём телеграм-канале. Бесплатно 😎
Какие бонусы за стеллы смогут получать пользователи Дзена (подписчики)
Возможности для обычных пользователй (не авторов) появляются в ходе опроса позже, но мне кажется, лучше их обсудить сразу после бонусов для авторов.
Участнику опроса предлагают выбрать возможные виды бонусов для пользователей Дзена.
- Отправка личных сообщений автору за стеллы.
- Возможность подарить стеллу за комментарий другому пользователю.
- Особое уведомление о своём комментарии для автора.
- Возможность за стеллы прикрепить изображение к комментарию без оформления подписки Pro.
- Участие в лотерее (в качестве призов могут быть стеллы, отключение рекламы и др.).
- Особое оформление пользователей, отправивших определённое количество стелл.
- Выделение своего комментария.
- Создание своих смайлов для комментариев.
- Оформление премиум-подписки за стеллы.
- Возможность дарить виртуальные подарки пользователю или автору (как подарки в VK, Telegram или Одноклассниках).
- Ни на что, пусть это будет только инструментом поддержки авторов.
Это тоже варианты для выбора, и в итоговую реализацию, наверняка, попадёт не всё.
За вывод стелл будет взыматься комиссии
Это следует из следующего вопроса, в котором автору предлагают установить коммиссию, которую он будет платить платформе за вывод стелл.
На мой взгляд, любой ответ, кроме нуля, здесь неправильный.
Платформа рассматривает стеллы не только как донат, но и как валюту для покупки бонусов. Соответственно, платформа получает свою долю вознаграждения в тот момент, когда авторы и пользователи тратят стеллы на оплату этих бонусов.
«Если 1000 показов будут стоить 100 стелл, это…»
Дополнительный инструмент продвижения на платформе нужен. Я до сих пор не понимаю, почему было решено убрать бонусные показы. Это был фактически единственный адекватный способ для блогера продвинуть свою публикацию или обеспечить выполнение договорённости по нативной рекламе.
В ходе опроса автора спрашивают — считает ли он стоимость 100 стелл нормальной оплатой за 1000 показов?
Сначала я хотел привести примерный расчёт, во что обойдётся каждое дочитывание. Но потом нашёл более наглядный способ.
Ответ содержится в справке сервиса VK Реклама, с помощью которого можно продвигать статьи в Дзене.
Здесь указана стоимость 1000 показов — 110 руб. На практике стоимость получается выше, но не очень. Реальная стоимость 1000 показов может колебаться в пределах 110₽ — 170₽ (я проконсультировался у представителя рекламного агенства, которое сотрудничает с Дзеном).
Соответственно, цена 100 стелл за 1000 показов — в 5 — 10 раз выше, чем при продвижении через рекламный кабинет.
Публичный рейтинг стелло-богачей Дзена
Одна из идей, которые рассматривают в Дзене — это создание публичного рейтинга авторов, заработавших больше всего стелл.
Я понимаю желание геймифицировать процесс. Но, поскольку речь идёт фактически о заработках авторов, идея получилась очень странной.
В Дзене всегда отказывались обсуждать доходы «других» каналов или их иные показатели, говоря, что это частная информация. Но при этом предлагают сделать публичный рейтинг авторов, которые заработали на стеллах больше всего.
На мой взгляд — это, как минимум, спровоцирует волну нападок со стороны менее удачливых авторов (помните, всеобщую «любовь» к участникам программы «Нирвана»?), а как максимум — привлечёт внимание потенциальных злоумышленников.
Что ещё известно о стеллах
Помимо опроса, Дзен проводил созвоны с некоторыми авторами, где обсуждали идею стелл. Один из них поделился ключевыми особенностями и возможностями стелл, которые он узнал в процессе разговора:
- Платная реклама внутри Дзена — например, размещение подборки каналов на главной странице или продвижение канала/материала в ленте и других публикациях.
- Возможна организация розыгрыша стелл — что-то вроде лотерии, где пользователи смогут приобрести участие и получить шанс выиграть крупный пакет стелл или, скажем, премиум-подписку на определённый период.
- Стеллы можно будет обменивать на дополнительные функции в Дзен-студии. Сейчас собирают предложения от авторов. Озвучены такие идеи, как расширенные метрики или возможность настройки специальных кнопок внутри статьи (например, кнопки доната в одно нажатие).
- Авторам, возможно, откроют рейтинг пользователей, которые отправили им «стеллы». Вероятно, просмотр такого списка сможет быть доступен и всем желающим. Также рассматривается идея общего рейтинга донаторов «стелл».
В целом всё это хорошо соотносится с тем, что нам стало известно в ходе опроса.
Стоит ли запускать в Дзене систему стелл?
Именно этот вопрос задают автору последним, дают возможность автору прокомментировать свой выбор. Сделаю это здесь.
В первую очередь хочу отменить, что:
- В Дзене уже есть система донатов и она не доработана.
- В Дзене уже есть Дзен Премиум и он не доработан.
Запланированные возможности не реализованы до сих пор, хотя с момента их появления прошло много месяцев. Система стелл выглядит гораздо более сложной… смогут ли её доработать?
Но самое главное, что любая донатная система может нормально существовать лишь тогда, когда платформа обеспечивает возвращаемость подписчиков на канал.
В Дзене, вместо того, чтобы показывать пользователям публикации каналов, на которые они подписаны, показывают подборки однотипных многократно переписанных новостей.
Только каналы вида «Банщица всея Дзена» или каналы с нейротёщами могут рассчитывать на активные охваты, а значит, и на «поддержку» пользователей. Это отлично показывает проходящий в настоящее время конкурс «Премиум Прорыв 2025».
Со стеллами будет точно такая же история.
Подавляющее большинство авторов не увидит от стел никакой особой пользы. Разве что им придётся самим раскошелиться на стеллы, чтобы включить на канале личные сообщения, или оплатить сверх-дорогое неэффективное продвижение.