Когда в условия оказания услуг Дзена были внесены изменения, связанные с внедрением ИИ на базе DeepSeek для формирования персонализированных подборок и улучшения работы сервиса, я, чтобы оценить эти нововведения, подключил себе подписку Дзен Про, и сейчас хочу поделиться общими впечатлениями как от этой подписки, так и о новых нейросетевых возможностях Дзена.
Про впечатления от Дзен Про
Самое главное, что я обнаружил после подключения подписки, это то, что существует приятный и комфортный Дзен, почти такой же, каким он был несколько лет назад.
Он не тормозит, карточки публикаций не притворяются рекламными баннерами, да и вообще нет засилия рекламных блоков. Нет даже самого противного блока, который выскакивает и закрывает весь экран, и заставляет не только закрыть недочитанную статью, а вообще уйти куда-то из Дзена.
Платная подписка делает Дзен приятным. Тут можно листать ленту, читать статьи и получать удовольствие от этого (ещё бы рекомендации учитывали интересы… но сейчас не об этом).
Про свистелки-проделки Дзен Про
Никнейм действительно стали подсвечивать в ленте. Если бы я был активным комментатором, то однозначно отключил бы эту «свистелку». Хотя наверняка найдутся желающие ею воспользоваться.
Про специальные эмодзи-реакции я ни разу не вспомнил, хотя в телеграме регулярно ставлю самые разные ракции. Возможно, просто не привык, что в Дзене это возможно.
Возможность прикреплять картинки я не воспринимаю как новую фичу — ведь её просто отобрали у пользователей. Да и какой-то особой необходимости использовать картинки в комментариях у меня не возникало.
Про нейросететь в Дзен Про
Эту возможность я долго не мог найти. Удалось мне это сделать лишь после того, как был были опубликованы итоги года Дзена, где было сказано, что она реализована.
И, похоже, это единственное место, где она анонсировалась. Упоминаний этого преимущества нет ни в официальных каналах Дзена, ни в описании самой подписки — на сайте или приложении, или даже в справке.
Сейчас вся интеграция DeepSeek представлена в виде кнопки «Что это значит», которая выводится… в новостях — в подборках или новостных заметках.
При нажатии на кнопку получаешь рерайт новости, причём если нажимать на неё несколько раз, то каждый раз результат немного отличается.
Интересно, что иногда пересказ «персонализирован» — в текст включаются фразы вида «для вас, как для человека, интересующегося IT…».
Интересно, делает ли DeepSeek такой пересказ, опираясь просто на контекст новости, или же Дзен передал в промпте, помимо самой статьи, ещё информацию о моих интересах?
Любопытно, что ранее в Новостях в Дзене уже была похожа функция. Называлась она «Пересказ от нейросети» и была доступна только на ПК. Эту возможность убрали из Дзена сразу после публикации итогов года. При этом кнопка «Что это значит» доступна только в мобильном приложении.
Сначала к этой кнопке я отнёсся с известной долей скепсиса. Ну к чему она нужна, если сама новость занимает 10 строчек?
Но с другой стороны, у меня на днях вышла статья, которая вроде бы простая и понятная, но получила кучу претензий в комментариях за то, что я использовал специфическую терминологию. Тут я вспомнил эту функцию и подумал, что читателям, у которых возникли проблемы с пониманием, пригодилась бы эта кнопка.
Добавят ли её в статьи или нет, я не знаю (надеюсь, если добавят, то расположат её внизу статьи, а не сверху — чтобы объяснять уже после прочтения).
Про привлекательность Дзен Про
Если обобщать мои впечатления, то самая главная возможность, ради которой можно купить подписку — это отключение рекламы. Без остальных возможностей вполне можно обойтись.
Причём большую выгоду от подписки получают пользователи, которые ходят в Дзен с компьютера. Здесь легко спутать рекламный блок с карточкой статьи, а полноэкранный блок выскакивает так часто, что хочется уйти из Дзена, и никогда больше не возвращаться. На мой взгляд, это не те эмоции, которые толкают пользователя на покупку.
Пользователей мобильного приложения реклама раздражает не так сильно (пожалуйста, не надо это «чинить»!). Да, тут есть рекламные блоки, но баннерная слепота помогает не обращать на них внимания, и каких-то особых причин покупать подписку у большинства пользователей нет.
Мне кажется, Дзену нужно подумать над «киллер-фичами», которые будет закрывать какие-то потребности пользователей, ради чего можно покупать подписку,
Когда-то я купил подписку на YouTube Premium, и сделал это ради возможности слушать музыку и видео в фоне, а не для отключения рекламы. Возможно, это заинтересовало бы тех пользователей, которые активно смотрят видео в Дзене.
Я не смотрю видео в Дзене, но меня привлекла бы возможность настройки главной страницы — просто набор фильтров, которые включают/выключают те или иные источники и типы контента — статьи, видео, ролики, новости, подписки.