В Условия использования сервиса «Яндекс Дзен» внесены изменения. Добавлен пункт 3.25, из которого следует, что:
- При создании собственных роликов можно брать музыку, а точнее звуковую дорожку, из любых других роликов, размещённых в Дзене.
- Пользователь даёт разрешение всем пользователям Дзена брать звуковую дорожку из своих роликов, а также передавать её дальше — другим пользователям.
Насколько я понимаю, соответствующая функциональность скоро появится в редакторе роликов в мобильных приложениях Дзена или Яндекса.
Думаю, это удобно. Посмотрел какой-то классный ролик, понравилась музыка, хочешь использовать её в своём и вместо того, чтобы долго и нудно искать её где-то (даже если это фонотека Дзена), просто взял её и наложил на свой ролик.
Музыка в роликах, авторские права и лицензии
Главное, что не так с идеей Дзена — это то, что Дзен фактически разрешает распоряжаться пользователем тем, что им не принадлежит, и тем, что не принадлежит Дзену.
Источником музыки в Дзене является не фонотека Дзена — там нет ничего, что могло бы сделать ролик интересным, динамичным и запоминающимся, а «просторы интернета».
Авторы берут музыку там, где найдут. Кто-то покупает (думаю, единицы), кто-то рыскает по сайтам с бесплатной музыкой (чуть больше), но большинство об этом просто не думает.
Когда такое видео загружается в Дзен, у автора нет права передавать музыку из этого видео третьим лицам, даже если он её купил.
Ситуация точно такая, как и с фотографиями, только хуже — о разрешении копировать картинки из ваших публикаций в чужие, речи не идёт.
При этом по Условиям у пользователя нет возможности использовать музыку в Дзене, и не дать возможности использовать её третьим лицам.
Получается очень забавный выбор: нарушать авторские права (которые нарушаются, даже если вы эту музыку купили) или использовать фонотеку Дзена.
При этом, если вы берёте музыку из чужого ролика, никто вам не гарантирует, что вы тем самым не нарушите авторские права, что она в Дзене размещена без какого-то нарушения.
Их нравы: аналогичные правила действуют в Instagram** и TikTok
На это сразу обратил внимание Николай Муравьёв, когда просьбы прокомментировать изменения правил появились в чате Нирваны.
Действительно, если прочитать аналогичные пользовательские соглашения этих соцсетей, то подход у них схожий.
Но есть различия в реализации. Эти компании заключили соглашения с крупными правообладателями. Правда, нельзя сказать, что это происходило гладко.
Как рассказывал создатель и руководитель медиакомпании Audiam Джефф Прайс, он рассматривал предложение Musical.ly (позднее эта компания была куплена Тиктоком) и попросил внести ряд изменений в предложенное соглашение.
По его словам, юристы Musical.ly отказались их обсуждать: «Либо вы подписываете контракт и вам будут что-то платить, либо вы не подписываете контракт, и ваша музыка всё равно будет здесь, но вы не будете получить никакой платы. Вам придётся самостоятельно разбираться с нарушителями в рамках DMCA. До свидания.»
Но это проблемы правообладателей, которые нам, как авторам и пользователям, не очень-то интересны. Главное, что нужно понимать — сейчас тиктокеры, использующие случайную музыку, часто делают это вполне легально, на многие популярные мелодии уже получено разрешение.
Фонотека Дзена на текущий момент очень бедна и нельзя говорить о том, что пользователи будут накладывать на ролики музыку, не нарушая чьих-то прав.
Зато есть любопытные примеры, которые заставляют задуматься. Например, в Instagram** бизнес-аккаунтам доступна ограниченная база музыки. Насколько я понимаю, это как раз связано с лицензией, по которой соцсеть приобрела права на музыку. А основная база музыки доступна пользователям под лицензией, позволяющей использовать её в некоммерческих целях.
Интересно, ещё и то, что Instagram** и YouTube определяют музыку во время прямой трансляции, и могут прервать стрим, если её нельзя использовать в трансляциях.
Можно ли размещать музыку в ролики, не нарушая чьи-то права
Что делать честному автору, который хочет использовать музыку в своих роликах, не нарушая авторских прав?
Раньше совет был простой — используйте бесплатную музыку с лицензией, позволяющей это. Или покупайте музыку — и я знаю, что в Дзене есть авторы, которые так делают.
Сейчас же можно оставаться «чистеньким» только в двух случаях — использовать фонотеку Дзена или писать музыку самому (согласившись с тем, что её смогут использовать все желающие).
Поверить, что все будут действовать именно так — сложно.
Можно ли размещать музыку в ролики, нарушая чьи-то права
Вообще, нельзя. Но если очень хочется…
Думаю, всё в итоге сведётся к тому, что Дзен будет заключать договоры с правообладателями музыки, а авторы будут использовать любую музыку, которую захотят.
Иногда она будет совпадать с тем, что есть в фонотеке Дзена, и тогда правообладатели будут получать свою копеечку, а иногда — нет. Во втором случае автору что-то грозит, только если правообладатель решит пожаловаться в Дзен на конкретного автора. Ролик тогда удалят.
Теоретически последствия могут быть тяжелее, чем удаление, но я в них не очень верю. Конечно, можно вспомнить как Metallica засудила Napster и заблокировала сразу 300 тыс. пользователей, но это были какие-то уже совсем дикие времена.
Отдельным вопросом стоит музыка в роликах с нативной рекламой. Тут лучше не использовать случайно найденные мелодии, а купить музыку с лицензией, позволяющую это делать. Однако возникает коллизия с Условиями Дзена — не очень хорошо, если музыка из таких роликов будет скопирована в ролики других пользователей.
Мне кажется, тут уже должен сработать Дзен — добавить галочку «партнёрский материал», которую можно установить при публикации видео, и тем самым отключить возможность копирования звуковой дорожки из этого ролика.
Meta Platforms*, а также принадлежащие ей социальные сети Facebook* и Instagram**:
* признана экстремистской организацией, её деятельность в России запрещена
** запрещены в России
Просмотреть комментарии (1)
Автор метода МД АФС, композитор нового Окуджавы: Хорошо! Ни 1 мелодия не пропадёт для народа.. для человечества! Находка на пользу!