Неисключительное право исключительно на всё — снова о фотографиях в Дзене

Недавно с моим знакомым, который уже третий год ведёт канал в Дзене, произошла любопытная история.

Он решил приобрести изображение в одном российском фотобанке, чтобы разместить его в своей статье.

Подозреваю, что стоимость фотографии значительно превышает доход, который принесёт ему статья, но для него это вопрос принципа, и такое отношение можно только приветствовать.

Да, такое бывает, и такие честные авторы встречаются.

Сначала он попытался зарегистрироваться в фотобанке, указав в качестве издания адрес своего канала в Дзене — ему отказали.

Он написал в техподдержку, что хочет зарегистрироваться, чтобы купить фотографию, и ему снова отказали.

Тогда он попросил объяснений, и получил ответ, что этот фотобанк в принципе не продаёт изображения для использования их в Дзене, потому что «см. условия Яндекс.Дзена».

Давайте воспользуемся советом и посмотрим, что там написано.

О чём говорят условия Дзена

Создавая канал, вы наверняка внимательно ознакомились с Условиями использования сервиса „Яндекс.Дзен“.

Там нас интересует пункт 3.7. Не буду приводить его целиком, отмечу основные моменты:

  • Размещая что-либо в Дзене, автор безвозмездно, безотзывно и безусловно предоставляет Яндексу неисключительное право на использование этой информации.

Интересно то, что в Условиях используется термин «неисключительное право». Я не юрист, но насколько я знаю, этот термин не используется в российском законодательстве уже довольно давно. Поскольку в Условиях он не расшифровывается, вероятно предполагается, что после размещения материалов в Дзене, вы не лишаетесь возможности использовать их где-то ещё.

  • Срок этого соглашения — на усмотрение Яндекса.
  • Яндекс может делать с этой информацией практически всё: редактировать, переводить, воспроизводить, хранить, как-то преобразовывать, использовать в рекламных и маркетинговых целях и т.д.
  • Таким образом эта информация может использоваться в любых других сервисах и приложениях Яндекса.
  • При использовании предоставленной информации Яндекс может указывать имя автора, а может и не указывать.
  • Яндекс можете передавать полученные таким образом права третьим лицам.

Ну и главное (я это даже процитирую):

В случае если Пользователь не вправе предоставить Яндексу право использования каких-либо материалов в составе Пользовательской информации указанными способами, он обязан воздержаться от размещения таких материалов на Сервисе.

Что не понравилось фотобанку

Как правило фотобанки различают то, как будет использовано изображение. Одно дело, если цель — персональное использование или речь идёт о каких-то небольших объёмах, например, небольшая партия печатных материалов (рекламные буклеты небольшого магазина или изображение для размещения на сайте), другое дело — если это неограниченная лицензия на использование изображение — плакаты, уличная реклама, использование в фильмах и т.д. Во втором случае, всё гораздо дороже.

Вот сколько стоят изображения с расширенной лицензией на популярном фотостоке ShutterStock. Скриншот shutterstock.com

Но именно такие права требует себе Яндекс.Дзен. Получив фотографию, он может делать с ней всё что угодно. Может даже открыть собственный фотобанк и заняться продажей ваших картинок другим авторам.

Именно это не понравилось фотобанку. Он готов продать фотографии небольшому тематическому сайту, при условии, что эта фотография будет размещена именно там, но не готов передавать её Дзену.

Что из этого следует

  • Если вы выкладываете свои личные фотографии в Дзене, будьте готовы, что вы бесплатно отдаёте их Яндексу, который может теперь с ними делать всё что угодно.
  • Вы не можете просто попросить у человека фотографии или рисунки, чтобы разместить в Дзене. Вы должны убедить его согласиться с тем, что вы их передадите Яндексу, на вышеизложенных условиях.
  • Вы не можете использовать в Дзене изображения с фотостоков, если, конечно, вы не готовы платить за расширенную лицензию.
  • Вы не можете использовать в Дзене бесплатные изображения с лицензией похожих на CC-BY, т.е. «бери и делай, что хочешь, но не забудь указать автора». Вы автора укажете, а Дзен — нет. В итоге, будет нарушена лицензия.

По сути, в Дзене можно использовать только два типа изображений: свои собственные и изображения, относящиеся к общественному достоянию (Public Domain).

Вы не можете использовать в Дзене чужие изображения, поскольку при этом передаёте права на них Яндексу.

На мой взгляд, в Условиях должно быть чётко оговорено, что автор автор передаёт права на свои работы только на какой-то строго определённый перечень действий, необходимых для того, чтобы показать его публикации читателям.

В остальных случаях, Дзен должен связываться с автором и получать согласие на использование его изображений, текстов и прочих пластилиновых поделок. И если у автора публикации нет права на передачу изображения третьим лицам, то у Дзена будет возможность связаться с автором изображения, чтобы приобрести «расширенную лицензию».

Сейчас, к сожалению, ситуация выглядит так, что при любой претензии со стороны автора изображения, виноватым окажется автор публикации.

Что делать авторам?

Изменить ситуацию мы не сможем.

В идеале, нам всем нужно перейти на собственные фотографии и рисунки. Но мне трудно представить, что это произойдёт.

Поэтому, надо хотя бы просто знать, что такой нюанс существует.

Хотел бы дать какой-то полезный совет, но вряд ли это получится.

P.S. Интересно, если взять чужую картинку в Дзене и разместить в своём канале, получится что я не нарушу ничьих прав. Ведь права на изображение уже принадлежат Дзену и в нём она и остаётся.
Это шутка, не воспринимайте как руководство к действию.

👉 Подпишитесь на @prodzen в телеграме.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,расширение продзен

Мы в социальных сетях