Как и за что платят в Дзене? Определяем формулу оплаты вместе с гидом для авторов

В Дзен-журнале вышла публикация, в которой авторам рассказали о том, как Дзен теперь платит авторам.

Вероятно, эта публикация входит в обещание, данное на Дзен-пятнице, — сделать выплаты более прозрачными и понятными. Очень рад, что обещание выполняется, но, к сожалению, «гид для авторов» отвечает не на все вопросы, а в чём-то даже прямо противоречит себе и тому, что было сказано на Дзен-пятнице.

Содержание

Toggle

Как оплата работала раньше и что происходит теперь?

Раньше автор получал оплату за все просмотры рекламы — теперь «доход в Дзене рассчитывается, исходя из активных подписчиков канала, а не просмотров рекламы».

В статье объясняется, что благодаря этому удалось улучшить качество контента в Дзене.

Что здесь не так

  • Если у канала нет показов, то у него не будет и подписчиков. То есть получается, что канал без показов как получал копейки, так и будет получать. Просто меньше.
  • «Некачественный контент» никуда из Дзена не делся — он всё также процветает. Запретный плод сладок, а темы, нарушающие правила Дзена, всегда привлекают больше подписчиков.
  • При этом текущая система рекомендацией работает таким образом, роль CTR публикации выросла в разы. Поэтому даже на самом экспертном канале, чтобы привлекать подписчиков, нужно использовать «дзен-заголовки».

Кто такое активный подписчик?

Здесь Дзен даёт ещё одно определение активного подписчика, которое ещё больше запутывает (путаница только усиливается при последующих упоминаниях этого термина).

Насколько я понимаю, всё достаточно просто.

Если ваш подписчик в течение недели что-то у вас прочитал или посмотрел — он попал в счётчик активных. Не заходил на ваши публикации в течение недели — не попадает в список активных.

Вознаграждение за активных подписчиков может отличаться?

В Дзен-журнале рассказывают, что разные подписчики смотрят разную рекламу и в разном количестве. А за новых пользователей Дзена, которых вы привлекли, платят «чуть больше денег».

Что здесь не так

О каких подсчётах количества просмотров рекламы или стоимости рекламного сообщения может идти речь, если выше нам говорили, что «доход в Дзене теперь рассчитывается, исходя из активных подписчиков канала, а не просмотров рекламы»?

Это может быть справедливо только в одном случае — если канал получает доход исключительно от рекламных блоков, просмотренными подписчиками. Что явно не так — суммы получались бы значительно меньше.

В итоге, мы просто видим, что у Дзена в формуле расчёта дохода предусмотрен механизм его снижения ещё дальше. Спасибо, будем знать.

Деньги рассчитываются за процент активных подписчиков или за их количество?

Ответ Дзена — за количество.

Даже не знаю, откуда мог взяться такой вопрос. Меня когда-то беспокоило, что из-за большого процента неактивных подписчиков каналу могут зажимать показы. Но вроде этого не происходит.

У меня не совпадает рост подписчиков и рост дохода на графике. Почему?

В Дзен-журнале говорят, что такое бывает, и рассказывают про антифрод и борьбу с накрутками.

Рекомендуют анализировать заработок по месяцам. Учитывая, что число активных подписчиков показывается только за четыре календарных недели (включая текущую, неполную), то совет в Дзене явно никогда не проверяли.

Дзен стал меньше платить?

Согласно Дзен-журналу, Дзен выплачивает авторам ту же сумму, что и раньше. Только распределяет по-другому.

«У каналов с большим числом показов, но без активных подписчиков доход мог действительно уменьшиться».

У кого же тогда доход вырос? У каналов с небольшим числом показов он вырасти не мог.

Нет показов → нет просмотров → нет подписчиков.

Каналов с большим числом активных подписчиков, но с малыми показами в принципе быть не может.

Уверен, что показы перераспределились в пользу тех каналов, у которых выше скорость привлечения подписчиков.

Т.е. если вы набирали своих 10 тыс. подписчиков 3 года, а соседний канал сделал это за 3 месяца, то у него активных подписчиков будет больше.

Правда и показов у него тоже больше. Поэтому всё-таки каналы, у которых больше показов, будут больше зарабатывать в любом случае.

А если пользователь посмотрел рекламу в канале, на который он не подписан, то деньги за него Дзен забирает себе?

Раньше описание выглядело так: все деньги от рекламы попадают в некий фонд, а потом распределяются по всем каналам, в зависимости от активности подписчиков.

Сейчас нам дали уточнение:

«Доля дохода от рекламы, которую посмотрел пользователь Дзена, попадает в фонд выплат. Потом фонд пропорционально делится между всеми каналами, на которые этот пользователь подписан и с которыми взаимодействовал».

Давайте представим, что три читателя просматривают по 10 публикаций и взаимодействуют с 10 рекламными блоками.

При этом:

  • первый читатель подписан на 10 каналов и смотрел их публикации;
  • второй читатель подписан на 1 канал и посмотрел 1 публикацию с этого канала, а 9 — с каких-то других.
  • третий автор ещё ни на кого не подписался и просто посмотрел 10 публикаций, которые ему показали.

Получается, что первый читатель принесёт какие-то копеечки авторам 10 каналов, второй — всю сумму за все свои просмотры автору одного канала, а третий читатель…

Не могу не привести гениальный мем неизвестного автора, появившийся после Дзен-пятницы:

Получается, что лучшие подписчики — это те, которые подписаны в Дзене только на вас, но читают не только вас, но вообще всё подряд. Они пылесосят для вас деньги с других каналов.

Это может объяснять высокие доходы для тех, кто привлекает к себе на канал читателей с других платформ. Пока они не обрастут подписками, все доходы достаются первому автору.

Раньше можно было набрать за день 100 тысяч показов и заработать приличные деньги. Теперь это невозможно?

«Да, теперь одним днем заработать не получится. Ведение канала в Дзене — это игра вдолгую» — пишут в Дзен-журнале.

Я всегда был за то, чтобы вести канал с расчётом на продолжительный срок. Проблема в том, что Дзен не даёт возможности поступательному развитию канала.

На любой платформе регулярные публикации приводят к тому, что у тебя прирастает число подписчиков и растут охваты. В Дзене этого никогда не было.

Если я попрошу друзей лайкать мои публикации, доходы вырастут?

Нет, потому что: «Пользователи, которые заходят в Дзен только для того, чтобы вас залайкать, вряд ли успеют посмотреть достаточно рекламы на платформе».

Я тут всё ещё вижу противоречие с исходным объяснением монетизации, но ответ про фонд вроде бы всё объясняет.

Частота постинга влияет на доход?

Да, но не из-за того, что написали в Дзен-журнале. Сейчас очень важно публиковать в Дзене материалы ежедневно.

Дело в том, что подписчики видят новые публикации в течение нескольких часов после выхода их на канале. Потом ваши публикации вытесняются свежими публикациями с других каналов.

В последующие дни просмотры от подписчиков тоже будут, но их станет заметно меньше — публикацию в основном покажут тем, кто на канал не подписан.

Соответственно, за пропущенные дни вознаграждение будет ниже. В итоге, если раньше можно было выпускать две-три публикации в неделю, и сохранять трафик и доход на определённом уровне, то сейчас такой график публикаций приведёт к постоянному снижению дохода.

Мой доход в Дзене — всего несколько рублей в месяц. Что со мной не так?

Самое главное — это быстрый прирост подписчиков. Поэтому если у вас на канале много подписчиков, но вы набирали их несколько лет, то доход канала будет минимальным.

Это вполне объяснимо — человек, который приходит в Дзен, через какое-то время устаёт от обилия качественного контента и уходит, оставив о себе память в виде счётчика подписок.

Что не так с объяснениями Дзена и системой монетизации «за подписчиков»

Моё главное замечание состоит в том, что декларируемые цели ни в коей мере не достигаются изменениями в монетизации:

  • Авторам всё также важны показы. Просто если раньше показы напрямую конвертировались в доход, то сейчас они сначала приводят подписчиков.

В итоге, с точки зрения качества контента ничего не меняется (что подтверждается «успешными» публикациями). Как и раньше истории из жизни, ворованное видео, эксплуатация остросоциальных тем собирает больше показов, привлекает больше подписчиков, и больший доход приносит владельцам таких каналов.

  • Крупным каналам от 100 тыс. подписчиков зарегистрированным на ООО оставлена возможность зарабатывать как раньше — на рекламных блоках.

Соответственно, такие каналы, даже по текущему определению Дзена, не заинтересованы в качестве — для них главное показы, а значит кликбейт и т.д.

  • Нишевые тематические каналы, которые пишут на темы, с низкой скоростью привлечения подписчиков проигрывают ещё больше, чем раньше.

Если канал тематический, то читатель, который с удовольствием прочитал какую-то публикацию, может не подписаться на этот канал.

Например, я не любитель истории. Но если мне попадётся публикация с канала, посвященного какой-то определённой теме (например, об историческом деятеле, который мне интересен), то я с радостью прочитаю, но подписываться на канал не буду. По текущей схеме монетизации, автор от моего просмотра ничего не получит.

  • Экспертные каналы привлекают часть трафика из поиска и сейчас этот трафик для них бесполезен.

Пользователи, пришедшие из поиска, ищут ответ на какой-то конкретный вопрос. Если такой пользователь и перейдёт дальше в ленту Дзена, то вряд ли первый канал, на который он попадёт, будет тем, на который он подпишется.

В итоге, текущая система монетизации, совместно с системой рекомендаций, ещё больше, чем раньше, делает Дзен ориентированным на контент определённой категории — тот, который быстро набирает охваты и генерирует подписки.

  • Раньше доходность каналов с контентом, ориентированным на взрослую платежеспособную аудиторию (в пересчёте на 1000 просмотров) была выше, чем у развлекательных каналов, рассчитанных на узкую аудиторию.

Это регулировалось стоимостью рекламы. В итоге, на каналах с историями из жизни условная стоимость тысячи просмотров (CPM) составляла порядка 10-15 рублей, в то время как на техническом канале она могла быть порядка 100 рублей, а на финансовых могла быть и выше.

В итоге, небольшие охваты неразвлекательных каналов компенсировались их более высокой доходностью.

Сейчас доход от этих рекламных блоков направляется в фонд Дзена, чтобы его поделить с авторами других каналов, которые попали в поле зрения читателя.

Формула оплаты в Дзене

Когда монетизация за подписчиков только-только была введена в Дзене, я придумал формулу, которая её характеризует:

«Дзен платит сколько-то и за что-то».

Благодаря «краткому гиду» эту формулу можно попробовать уточнить, но не думаю, что получится лучше:

«Дзен платит часть суммы, полученной от рекламы, показанной и вашим подписчикам на разных публикациях, распределённую между каналами, на которые подписаны эти подписчики и чьи публикации они смотрели».

Теперь же всё понятно? 😉

В заключение хочу отметить, что в самой системе оплаты «за подписчиков» нет ничего плохого. Если бы Дзен такую систему придумал пять лет назад, то авторы бы и не знали, что бывает иначе, и сразу к ней приспособились.

Идеальный автор, портет которого нам представили на Дзен-пятнице, здесь не выживет, но это значит, что он должен быть успешен где-то ещё, а в Дзен отдавать контент просто для того, чтобы его не копировали успешные авторы.

Возмущаться и предъявлять претензии к Дзену не стоит, ведь Дзен — это коммерческая организация, цель которой зарабатывать прибыль себе, а не авторам. Поэтому я не удивлюсь, если через какое-то время, когда количество ежедневно публикуемого контента удвоится или утроится, Дзен объявит какие-то иные изменения в монетизации или о полной её отмене.

Авторам нужно приспосабливаться к новым условиям, трезво оценивать свои перспективы, и не ждать, что Дзен вернёт систему оплаты или начнёт платить больше.

Игорь:

This website uses cookies.