Моё внимание привлекло сообщение в телеграм-канале НИУ ВШЭ о том, что команда Дзена проведёт лекцию на тему «Комьюнити-менеджмент». И это удивительно, потому что Дзен сложно назвать успешным в части комьюнити-менеджмента.
Комьюнити-менеджмент — это работа по формированию и укреплению сообщества вокруг какого-то проекта.
Если говорить о Дзене, то можно выделить два сообщества — это пользователи, которые приходят на платформу за контентом, и авторы — блогеры, которые этот контент создают.
Комьюнити-менеджмент применительно к зрителям и читателям гораздо важнее для блогеров, чем для платформы. Автору канала важно, чтобы вокруг канала формировались своеобразные тематические клубы, где люди могли обсуждать публикации и спорить на связанные темы, снова и снова возвращаясь в канал.
К сожалению, здесь наши возможности ограничены тем, что Дзен не обеспечивает возвращаемость на канал постоянных читателей, даже если они подписались на канал. Единственный способ формировать сообщество — переманивать пользователей на другие платформы.
Применительно к авторам, комьюнити-менеджмент должен заключаться в коммуникациях с ними, сглаживанием каких-то острых ситуаций, быть связующим звеном между владельцами каналов и специалистами, которые занимаются разработкой и развитием платформы.
К сожалению, в Дзене нет ничего подобного. Лиды тематических направлений не являются комьюнити-менеджерами. Да, они общаются с ограниченным кругом авторов, они помогают им решать какие-то проблемы и даже могут помочь с показами.
Получается своеобразный микро-комьюнити-менеджмент, направленный на решение проблем ограниченного круга каналов, и ответы на вопросы ограниченного круга авторов.
Но это не имеет к комьюнити-менеджменту никакого отношения. Деятельность лидов не оказывает влияния на сообщество, а редкие закрытые мероприятия проигрывают с точки зрения коммуникации любому Дзен-понедельнику прошлых лет.
…А может Дзену вообще не нужен комьюнити-менеджмент? Ведь, например, YouTube без него отлично обходится.