В мае Дзен объявил о начале тестирования премиальной подписки «Дзен Премиум». О количестве каналов, участвующих в тесте, а также конкретно об участниках тестирования не сообщалось.
По слухам, которые ходили среди авторов, в тестировании участвуют шесть каналов. И ровно шесть каналов с премиальными подписками нашёл я на просторах Дзена. Но, скорее всего, таких каналов значительно больше, просто найти их не просто.
Мне было очень интересно, как «сработает» Дзен-премиум. Насколько понравится обычным пользователям Дзена, будут ли они готовы платить за то, чтобы получать доступ к закрытому контенту.
Каналы, у которых подключена подписка Дзен-премиум
Каналы, на которых подключена подписка Дзен-премиум, очень разные. Объединяет эти каналы то, что у всех есть «галочки», т.е. их авторов можно считать известными и профессиональными.
НЕБОРЩИ (66 тыс. подписчиков, тема — кулинария)
- Премиальных подписок: 0 (здесь и далее приводится оценка на основе просмотров, а не фактическое их число).
- Стоимость подписки: 499 ₽
Судя по всему, автор этого канала не вдохновился подписками. На канале опубликована лишь одна «премиальная» статья, которая получила один просмотр.
Музыка. История, открытия, мифы (210 тыс. подписчиков, музыка)
- Платных подписчиков: ~8
- Стоимость подписки: 199 ₽
Как привлекаются подписчики. Опубликована и закреплена статья, в каждой статье публикуется призыв оформлять платную подписку.
Что предлагается премиальным подписчикам. На первый взгляд, такие же статьи, которые автор публикует и в бесплатном доступе. Возможно, внутри более расширенные и интересные статьи, но человеку, который заглянул в раздел подписок, это непонятно.
Путешествия с фотокамерой (251 тыс. подписчиков, путешествия)
- Платных подписчиков: ~3
- Стоимость подписки: 150 ₽
Как привлекаются подписчики. Закреплённая статья.
Что предлагается премиальным подписчикам. В то время, когда основной контент на канале — это рассказы о путешествиях, в качестве премиальных предлагаются статьи и обучающие видео, посвящённые фотографии или работе в фоторедакторах.
Креативный Кот (52 тыс. подписчиков, бьюти и косплей)
- Платных подписчиков: ~12
- Стоимость подписки: 199 ₽
Как привлекаются подписчики. Опубликован пост (не статья, а именно пост). Больше нигде подписка не упоминается, а в каждой статье пользователи приглашаются подписаться на канал в телеграме.
Что предлагается премиальным подписчикам. Примерно такой же контент, как и в основном разделе.
Примечательно, что у автора этого канала есть ещё и Boosty, где размещён контент «слишком хот», который автор не решается публиковать в Дзене.
Причём, думаю, что опасения излишни — в правилах Дзен-премиум нет прямого запрета на подобные публикации, и вообще модерация контента под вопросом.
Ольга Брюс (304 тыс. подписчиков, повести и рассказы)
- Платных подписчиков: ~300
- Стоимость подписки: 99 ₽
Как привлекаются подписчики. На канале публикуется одна-две главы произведения, а продолжение доступно по подписке. Также на канале создана подборка из премиальных публикаций.
Что предлагается премиальным подписчикам. Такие же произведения, что и в основном разделе.
Nice&Easy (461 тыс. подписчиков, правильное питание)
- Платных подписчиков: ~500
- Стоимость подписки: 500 ₽
Как привлекаются подписчики. В каждой статье один-два раза упоминается Дзен-премиум, причём не просто с просьбой подписаться и поддержать, а с рассказом того, что сегодня было «на летучке» или «Премиум-клубе».
Также на канале закреплён большой пост о премиальной подписке, где перечислены обещания того, что будет доступно для премиальных пользователей.
Что предлагается премиальным подписчикам. Регулярная видео-рубрика «Доброе утро с тренером», а также статьи, которые вроде бы ничем особо не отличаются от основного контента.
Что авторы думают о Дзен-премиум
Я обратился к авторам-участникам тестирования Дзен-премиум с просьбой поделиться своими мыслями о подписочной монетизации. Ниже привожу обобщение их ответов.
Плюсы Дзен-премиум
- Дополнительная монетизация.
- Новый инструмент, который ставит автора в новые условия.
Минусы Дзен-премиум
- Дополнительный повод для хейта в комментариях.
- Очень низкая конверсия в платные подписчики.
Почему не подписываются
- Возрастная аудитория, которая со скрипом принимает новое.
- Много бесплатного контента, поэтому нет стимула переходить на платный.
Как Дзену улучшить Дзен-премиум
- Наладить обычные подписки. Если контент канала не будут показывать обычным подписчикам, то подписываться будет некому.
- Показывать фрагмент статьи, а также оглавление платной публикации, чтобы читатель мог полюбопытствовать, а потом принимать решение о том, стоит ли оформлять подписку или нет.
- Реализовать возможность перевода платных статей в бесплатные.
2-й уровень подписочной монетизации
Когда я увидел настолько разные успехи премиальных каналов, я очень удивился.
С одной стороны понятно, почему каналам с сотнями тысяч подписчиков не удаётся набрать премиальных подписчиков — потому что у них, в действительности, нет этих сотен тысяч подписчиков. Дзен просто не показывает им контент, тем самым нарушая важнейшую конверсию пользователя в платные подписчики (кто-то сказал «воронка продаж»? 😎).
С другой стороны, два канала, наоборот, оказались очень успешны.
Мне кажется, это связано с той же проблемой, которая была ещё в подписочной монетизации. Разный контент может вызывать разный отклик у подписчиков. Здесь это возведено на новый уровень, потому что человек должен не просто хотеть поставить лайк или написать комментарий, но ещё и заплатить деньги.
Это не значит, что идея Дзен-премиум плоха. Это означает лишь то, что пока в Дзене не работают обычные подписки, для большинства каналов не будет никакого смысла и в премиальных.
P.S. Больше спасибо авторам, которые ответили на мои вопросы.
P.P.S. О количестве каналов с Дзен-премиум
После публикации статьи больше всего вопросов вызвало их количество. Мне стали писать о том, что таких каналов гораздо больше шести, и присылать ссылки на них.
Как выяснилось, это действительно так. Но, что интересно, все каналы, которые мне показали, судя по всему, подключили возможность подписки совсем недавно — неделю-две назад.
На мой взгляд, это значит, что тестирование перешло на более расширенную фазу — подключают всё больше каналов, а затем, в какой-то момент, новый способ монетизации распространят на всех.
Жаль, что Дзен больше не проводит «Дзен Понедельник». Было бы очень интересно узнать о нюансах премиум-подписок из первых рук.