«Будь в теме — будь в Дзене» — под таким слоганом сейчас рекламируется Дзен. Чтобы найти темы, в Дзене предусмотрен целый раздел, в котором вроде бы есть всё, что может потребоваться пользователю.
Но если туда зайти, сразу бросается в глаза, что список тем ограничен и многого там просто нет, а если листать список тем, то через некоторое темы начинают повторяться.
Как же так, ведь в анонсах говорилось, что «в Дзене теперь более 500 тематических каналов: от робототехники до косметики»?
Трансформации тематического раздела
Прежде чем перейти к обсуждению самих тем и их популярности, хочу напомнить, какие трансформации были в тематическом разделе.
- В январе 2024 г. появился раздел «Тренды». В него входило несколько тематических разделов: Еда, Гейминг, Красота и стиль, IT и технологии, Путешествия, Спорт.
- В конце марта тренды переименовали в темы. В список тем добавили ещё две — Экономика и Авто.
- В июне у тем появились подтемы, а также возможность подписываться на темы.
- В сентябре общие темы уравняли с подтемами.
И хотя в старом тематическом разделе они ещё выделены как главные, в новом разделе, получившем название «Найди тему», они представлены наравне со всеми.
Кроме того, у самих «главных» тем изменился адрес (раньше у них был адрес вида dzen.ru/thematics/<тема>
, а теперь — dzen.ru/topic/<тема>
.
Судя по всему, в январе нас ждёт следующий этап развития тем (или их закроют 👿).
Тематическое многообразие Дзена
В Дзене действительно больше 500 тем. Если посчитать список записей в карте сайта, там обнаружатся ссылки на 998 страниц, посвящённых конкретным темам. Из них, правда, одна ссылка битая — страница, посвящённая игре Tomb Raider (2013 г.) уже удалена (не могу не одобрить этого решения, на мой взгляд главной игрой в серии является первая версия 1996 г. с «угловатой» Ларой Крофт).
Список самых популярных тем из этих 997 выглядит так:
Попробовать все эти темы в новом тематическом разделе вряд ли у вас получится — вы увидите около 250 тем.
Причём там может не оказаться даже достаточно популярных тем из общего списка.
Очевидно, список тем, которыми нужно интересоваться, чтобы «быть в Дзене», прошёл какую-то модерацию, которую не пережили «Рыбалка», «Еда» и «Декоративная косметика».
Но это может быть и результатом работы рекомендательного алгоритма — замечено, что для разных пользователей в разделе «Найди тему» отображаются разные темы.
О популярности тем и странностях в подписках
Когда-то, очень давно, в Дзене уже были темы. Позже они были преобразованы в теги. 10 самых популярных тегов в 2021 г. выглядели так (по данным Станислава Микова, автора канала «Даль светла»):
По идее, сильных различий быть не должно, и какие-то темы, действительно, перекликаются. Возможно, различие объясняется тем, что в топах тегов находились самые общие, а сейчас в Дзене рассматривают более конкретизированные темы (например, вместо «Технологий» есть «Смартфоны» и «Компьютеры и ноутбуки»).
Но, возможно, дело ещё и в том, что число тех пользователей, которые «интересуются» темой, показывает непонятно что.
В июне, в статье о подтемах, я приводил скриншот темы «Тайская кухня» — там было указано, что темой интересуется 153,6 тыс. человек.
Прошло три месяца, но количество интересующихся не изменилось!
Я проверил и некоторые другие темы — число заинтересованных пользователей с июня по сентябрь тоже не изменилось.
Таким образом, число подписчиков, которое демонстрируется в Дзене, не имеет никакого отношения к тому, сколько пользователей нажало на кнопку «Следить за темой», этот показатель не отражает интересы аудитории Дзена в текущий период.
Складывается впечатление, что это просто цифры, которые нужны лишь для того, чтобы красиво демонстрироваться на страницах тематических каналов.
Нужно ли автору «быть в теме»
Знаю авторов, которые, сразу после появления тем, стали следить, чтобы их статьям назначались темы. Они спрашивали в поддержке, почему их публикации отнесены (или не отнесены) к той или иной теме.
Но, если походить по тематическим разделам, то можно встретить много публикаций, у которых практически нет просмотров. Популярность присвоенной темы при этом тоже не влияет на возможные охваты публикации.
Хотя, может быть, это связано с фактом, что реальная популярность тем остаётся неизвестной. Например, темой сад и огород в Дзене «интересуется» лишь 4,9 тыс. подписчиков, при этом в Дзене полно «огородных» каналов, на которые подписывались сотни тысяч пользователей.
В общем, я не думаю, что погоня за темами может как влиять на продвижение канала, и, если канал не получает охватов, то наличие или отсутствие тематической плашки особой роли не играет.