
В последнее время несколько авторов поделились со мной наблюдениями, связанными со странным поведением статистики:
«Вышла статья, набрала 50 тыс. просмотров. Через некоторое время захожу в Дзен, а просмотров уже 30 тысяч. Служба поддержки, говорит, что с каналом всё в порядке».
Описание подобных ситуаций можно встретить в чатах, посвящённых Дзену. Естественно, такие «откаты статистики» авторам не могут нравиться — они подозревают, что платформа манипулирует данными статистики, занижая показатели, чтобы платить меньше.
Думаю, что у происходящего есть техническое, а не конспирологическое объяснение.
Почему могут «пропадать просмотры»?
На одну из подобных жалоб на откаты статистики в официальном чате Дзена в Telegram представители платформы дали такой ответ:
«Статистика времени просмотра и дочитываний считается и обновляется раздельно. Показатели, которые считаются в реальном времени, (например, дочитывания) могут уменьшаться из-за дедубликации и анти-фрода. Сперва данные считаются примерно, позже они пересчитываются точно, а все дубли и неестественная активность убираются».
То есть, речь идёт об особенностях архитектуры платформы. Дзен —это большая система, в которой учётом статистики занимается отдельный модуль, функционирующий параллельно с другими.
Можно предположить, как осуществляется отображение цифр статистики. Сначала показываются первичные «сырые» данные.
Потом происходит проверка этих данных, в ходе которой исключаются повторные просмотры от одних и тех же пользователей (например, активных комментаторов, которые заходили в публикацию несколько раз), а также подозрительный трафик (разного рода накрутки, боты).
В итоге, реальные данные мы видим лишь через некоторое время.
Почему это не манипуляции ради снижения выплат авторам?
Потому что Дзену не нужно ничем манипулировать, чтобы снизить выплату авторам. Можно просто взять и начать платить меньше — текущая система монетизации это позволяет. А если есть простой способ, зачем усложнять себе работу?
Что делать, если вы заметили «откаты статистики»
Если бы я обнаружил у себя пропажу просмотров, то попытался бы проанализровать данные в сравнении с тем, что показывает Яндекс Метрика.
Данные Метрики и статистики Дзена всегда будут разниться (потому что Дзен и Метрика по разному определяют отказы), но это расхождение всегда будет приблизительно одинаковым.
Например, на моём канале разница просмотров по данным Метрики и показателя «просмотры/дочитывания» по статистике Дзена составляет порядка 35%-40% (т.е. на 100 просмотров по Метрике приходится 60 или 65 дочитываний в Дзене). На других каналах разница может быть другой, но она будет приблизительно одинаковой всегда.
Повод для беспокойства появится лишь тогда, когда этот разрыв изменится очень сильно. Тогда надо анализировать ситуацию, пытаться понять возможные причины (например, в какой-то день вышла статья, набравшая очень много охватов, при очень плохой дочитываемости). И, если объяснения нет, стоит писать в поддержку, чтобы ситуацию проанализировали и там.
Добрый день. А что вы скажете , Игорь, что Дзен продолжает крутить рекламу на наших видео. Причём, они хитро это делают — на последних не дают рекламу, ну, чтобы не увидел автор видео, а на старых — на всех есть реклама. Вот такое се ля ви(((