Я не планировал возвращаться к теме игрового конкурса, однако трагикомичный случай с игровым конкурсом Дзена оказался не столько забавным, сколько фундаментальным.
Получился классический случай, когда с помощью игровой механики демонстрируют особенности каких-то явлений из реальной жизни, — здесь же игровой конкурс вскрыл все проблемные места Дзена и подчеркнул особенности системы рекомендаций платформы.
Чтобы понять, о чём идёт речь, нужно просто пойти по таблице рекордов и увидеть, какие каналы набирают больше всего просмотров.
Что важно для успеха (игрового) канала в Дзене
- Много видео!
Как автор игрового канала, знаю, что писать постоянно об одной игре достаточно сложно — очень скоро кажется, что уже всё сказано. Зато видео можно снимать постоянно.
Кроме того, просмотры видео всё такие же дутые, как и раньше. Собственно, именно поэтому средний VTR у видео всегда будет значительно выше среднего CTR у статьи.
В рамках конкурса — это неучтённое (а может предусмотренное специально) преимущество в отношении видеоблогеров.
- Много контента!
Ещё одна значимая характеристика — это частота публикаций. Если вы публикуете 1-2 ролика, статьи или видео в день, то охватов не ждите. Если выпускаете несколько материалов в неделю, то будет успешно болтаться где-то внизу списка таблицы рекордов.
Соответственно тут преимущество оказалось у каналов-новичков, которые переливают свои (или чужие — такой канал тоже есть) видео с других платформ. Почему — новичков? Потому что если вы уже ведёте канал в Дзене, то уже успели перелить сюда весь свой контент со всех платформ. И конкурировать с новичками, пришедшими с других платформ, по количеству вы не сможете создавать контент быстрее, чем его будут копипастить.
- Взрослые игры.
И тут речь не сколько об играх для взрослых, сколько о «Танках». Игра World of Tanks всегда была главной игрой Дзена. Просто потому, что здесь достаточно большой процент взрослой аудитории, среди которых «танкистов» больше, чем среди молодых.
Но и контент, эксплуатирующий «взрослую тематику», тут тоже занимается свою роль — это публикации, посвящённые игровому косплею (картинки с девушками, разодетыми по мотивам видеоигр).
- Быть в тренде.
Именно это продемонстрировала ситуация с «прыщами». Буквально на следующий день несколько участников опубликовали контент на подобную тему. И это отлично сработало. На каналах, где среднее видео набирает около сотни просмотров, «трендовое» видео набирало десятки и сотни тысяч.
Сюда же можно отнести канал, посвящённый игре Mortal Kombat, где на обложку видео выносились особо кровавые подробности.
Подобные видео получают охваты не потому, что есть сотни тысяч игроков, которым хочется посмотреть подобный геймплей на видео, а потому что алгоритмы Дзена определили этот контент, как потенциально популярный и, соответственно, продвигают его.
Примечательно, что после того, как началось обсуждение темы шок-контента, автор быстро сменил обложки — теперь они не такие кровавые. Просмотры и место в турнирной таблице, при этом, никуда не делись.
Прыщавые игры исключили из конкурса
Участники конкурса восприняли лидерство «прыщавого» контента с вполне объяснимым негативом.
Недовольство подогревало то, что лид игрового направления Ярослав Вершинин, который активно участвовал в обсуждении, казалось, не мог ни на что повлиять. Он отлично понимал, что происходит, с честью выдержал все нападки игроков, но… модераторы платформы сказали, что такое видео ничего не нарушает, а значит может участвовать в конкурсе.
Когда стало понятно, что игровой конкурс может превратиться в конкурс игр на «косметологическую тематику» (соответствующие видеоролики опубликовали пять или шесть каналов), было принято решение, которого и требовали возмущённые участники.
Материалы с подобным контентом теперь будут исключаться из конкурса, для этого пришлось внести изменения в правила проведения конкурса.
Однако, я не удивлюсь, если игроки смогут найти какую-то другую лазейку для получения охватов, и правила придётся корректировать снова.
В Дзене всё осталось на своих местах
Если вы думали, что «косметические игры» — это какой-то феномен, свойственный только теме видеоигр, то нет. В Дзене такого контента очень много. Более того, он отлично рекомендуется, набирая огромные охваты практически моментально.
Но проблема не столько в том, что алгоритмы Дзена не заметили тут шок-контента (хотя, казалось бы, всё можно было бы отловить, проанализировав описание), но в том, что они его активно продвигают.
По сути, современные тренды платформы и представляют собой такие «чёрные точки», а умение их находить и характеризует современного успешного автора Дзена.
В более широких темах это не так заметно (если сама тема считается алгоритмом интересной), но в целом для того, чтобы добиться успеха в современном Дзене, нужно обязательно в чём-то поковыряться — можно пугать надвигающейся катастрофой, затронуть ксенофобные струнки, придумать или раздуть фейк, придумать изощрённый кликбейтный заголовок, намекнуть на сексуальное содержание или даже показать полуоткровенное видео…
Причина у этого простая, и она изложена в опубликованных недавно разъяснениях о том, как в Дзене работают рекомендательные технологии. Они направлены на определение потенциальной популярности материала и продвигают его на основе этих данных, но не пытаются показать материал подписчикам или подобрать пользователю то, что будет интересно персонально ему.