Когда в Дзене ввели текущую систему монетизации, я писал о том, что уравняли каналы, которые с разной эффективностью пополняют «фонд» платформы.
Если взять любые, самые разные каналы, то CPM (сумма, которую зарабатывает канал с 1000 просмотров) будет приблизительно одинаковой. Это объясняется тем, что автор получает вознаграждение не напрямую от рекламных баннеров, размещённых в публикациях, а за некие «минуты вовлечённого просмотра», которые автор никак не может «потрогать руками».
Платформа может менять курс минуты, может менять то, как определяется вовлечённость просмотра. Автор может это только почувствовать по изменению доходности, и лучшим способом её измерять является CPM.
Как рассчитать CPM канала в Дзене
Формула CPM проста: сумма ÷ просмотры * 1000.
Сумма — это вознаграждение, полученное за период, просмотры — это просмотры согласно Яндекс Метрики.
В результате получается условное значение, соответствущее вознаграждению, которое получает автор за 1000 просмотров его публикаций.
Почему нужно брать просмотры Яндекс Метрики, а не не внутренние просмотры статистики Дзена? Дело в том, что Дзен для статей, в качестве просмотров, фиксирует дочитывания. Что именно Дзен считает дочитыванием непонятно (и может меняться). А просмотры, которые фиксирует Метрика, первичны.
Динамика изменения CPM
Для моего канала «Я работаю в банкомате» в течение всего прошлого года CPM держался в пределах 36 — 40 руб. за 1000 просмотров.

Много это или мало? Когда я делал «замер» CPM в 2023 г., через некоторое время после введения новой системы монетизации CPM составлял 58 руб.
Если посмотреть дальше — то в январе и феврале этого CPM упал ещё ниже — 31 руб. в январе и 21 руб. в феврале.
С чем это связано? Курс минуты Дзена, начиная с января, стабилизировался в районе 5,1 — 5,3 коп.
На мой взгляд, единственное объяснение — это то, как Дзен стал учитывать вовлечённые минуты.
Как менялся учёт вовлечения в Дзене
Для того, чтобы это оценить, я придумал новую метрику — VPM (View-time per Mille). Считается также, как CPM, только вместо суммы вознаграждения берётся время вовлечённого просмотра.
VPM показывает, сколько минут вовлечённого просмотра приходится на 1000 просмотров публикаций.
Если VPM меняется, это может означать, что платформа как-то иначе стала считать «вовлечённое время просмотра», и это напрямую влияет на величину вознаграждения автора.

Если сравнить два графика, то хорошо видно, что CPM менялся в соответствии с изменением VPM.
Что это значит для автора
Для моего канала это означает то, что за два года доходность упала в два раза. Это значит, что теперь нужно в два раза больше показов-просмотров, чтобы получить такое же вознаграждение, как в прошлом году. Думаю, для многих каналов ситуация такая же.