Данная публикация была ограничена Дзеном в 2022 г., т.е. через три года после того, как она была опубликована.
о, что новый алгоритм негативно сказался на многих каналах, уже стало банальностью. Точно также стал банальностью тот факт, что то с чем дзен боролся в прошлом году, т.е. копипаст, контентный спам, кликбейт, откровенный контент и т.п., — всё это снова вернулось в дзен.
Авторы смирились с этим.
Да и что можно сделать? На дзен-пятнице нам рассказали, что новый алгоритм работает лучше старого, а техподдержка традиционно говорит, что всё хорошо.
Так что нам остаётся только приспосабливаться к ситуации. Кто-то создаёт сайты, чтобы получить там хоть какую-то стабильность. Кто-то снизил частоту публикаций. А кто-то решил воспользоваться преференциями алгоритма по отношению к поп-контенту (от слова попа) и начал клепать каналы в угоду новым реалиям. Если дзен «льёт» показы на откровенное дерьмо, значит, найдутся те, кто будет поставлять дзену это самое дерьмо в больших количествах.
Я же пытаюсь понять, почему так происходит.
Почему Дзен полюбил поп-контенты
Вот несколько объяснений, которые приходят мне в голову. Скорее всего, ни одно не является верным. Хотя, кто знает…
Авторы стали писать хуже
Это, можно сказать, официальная позиция. Ведь, примерно так и говорит техподдержка, — то, что ты пишешь, больше не нравится читателям, поэтому падают показы.
Есть ещё один вариант ответа: алгоритм стал лучше подбирать аудиторию. Т.е. падение в 5-10 раз связано с тем, что раньше аудитория была какая-то посторонняя, люди мучились, дочитывая статьи, но теперь вам подбирается супер точная аудитория.
Новый алгоритм — новая жизнь
Возможно, для нового алгоритма оказались бесполезны все (или почти все) данные, накопленные ранее — о каналах, о читателях, о публикациях. И их сбор начался с нуля.
Это, например, объясняет, почему у ряда авторов статьи перестали откручиваться по нескольку дней, а снова стали умирать почти сразу после публикации — тот самый «пиковый» график.
Ещё алгоритму снова нужно научиться распознавать то, что успешно не пропускал в ленту предыдущий алгоритм. Именно поэтому Дзен стал похож на бульварную газету, у алгоритма просто ещё не выработался «хороший вкус».
Если это так, то есть надежда, что рано или поздно алгоритм научится отделять зёрна от плевел, и всё станет на свои места.
Алгоритм вырвался из-под контроля
Это продолжение предыдущего предположения. Алгоритм начал жизнь с нуля и увидел, что читатели предпочитают публикации, характеризующиеся специфическими заголовками (кликбейт), определёнными изображениями (откровенный контент), публикациями, схожими с тем, что уже есть (копипаста, рерайт, контентный спам) и т.п. и начала их активно «продвигать». Авторы, которые эту особенность стали эксплуатировать, стали поставлять горы такого контента. В итоге, алгоритм обучается на поп-контенте, авторы, у которых упали показы, стали меньше публиковать, и… всё.
Пишите больше и лучше, дорогие авторы.
Переориентация Дзена на бульварный контент
Мне всегда нравилось сравнивать ленту Дзена с газетой. В любой нормальной, в меру развлекательной, газете находится место для самых разных материалов.
На первой странице публикуются новости. На второй комментарии экспертов. На развороте большое расследование — «тема номера». Где-то ближе к концу, рассказывается о кино-музыкальных явлениях, а на последней странице есть место для фельетона, анекдотов и даже (в зависимости от широты взглядов редактора) фривольным картинкам.
Когда-то я выписывал газеты и первым делом читал последнюю страницу. Пока ехал в лифте. Вечером, после ужина, я проглядывал новости. Кино и музыка у меня «потреблялись» утром. А серьёзные статьи я могу прочитать и через пару дней, под настроение.
У меня создаётся впечатление, что алгоритм дзена сейчас похож на редактора, который решил: если люди в первую очередь читают то, что написано на последних страницах, то нужно изгнать из неё всё остальное.
Наверняка и на такие газеты найдутся читатели. Только те, кому нужно было чуть больше, вряд ли станут выписывать такую газету.
Погоня за показателями
Пару дней назад мне подумалось, а что, если вся эта история с новым алгоритмом нужна для того, чтобы выполнить определённые показатели. Может быть в начале года были определены некие KPI по количеству новых каналов (пожалуйста, авторы вынуждены открывать новые каналы), по проценту дочитываний (пожалуйста, показы на подборки картинок девушек из инстаграма, увеличивают среднее время дочитывания), среднее количество публикаций, которые просматривает один читатель (вместо того чтобы прочитать парочку длинных публикаций, читатель проглядывает десяток поп-статей) и т.д.
Страшно, если так.
Доживём до понедельника
29 апреля пройдёт Дзен-понедельник. Нам обещают рассказать, как «алгоритм Альфа Центавра повлиял на рекомендации каналов». Надеюсь, кроме похвальбы о том, что новые каналы получили возможность быстро получать огромный охват (видели мы эти каналы), расскажут ещё немного и о реальном положении дел и, главное, планируется ли что-то менять в приоритетном ранжировании поп-контента или нет.