Коллективное бессознательное авторов Дзена заметило снижение CPM в августе. Я тоже его заметил, и по моим ощущениям, падение составило порядка 30 рублей.
Создалось впечатление, что оплата снизилась одномоментно — об этом заговорили сразу в разных чатах.
В начале месяца я провёл опрос, из которого следовало, что снижение CPM коснулась многих.
В чатах стала популярна версия, что Дзен таким образом компенсирует расходы на выплаты в рамках программы поддержки коротких роликов. Не хочу спекулировать на эту тему, отмечу лишь, что 7 миллионов выплаченных авторам в июле не тянет на 20-40% от месячных выплат Дзена всем авторам.
Меня больше смущало то, что падение произошло резко — в один день 1 августа. Любое резкое изменение какого-то показателя говорит о том, что что-то произошло. Если говорить о сезонности, то её влияние никогда не происходит в один день (это я говорю как житель города, в котором сезонность очень сильно влияет на местный бизнес), изменение показателей всегда происходит постепенно.
Я решил проверить, как всё было. Я хотел понять, насколько произошло снижение CPM, и я хотел определить точную дату, когда оно произошло.
Для этого я решил дождаться 15 августа — к этому времени уже можно будет оценивать средний CPM за август (при условии, что после этого не произойдёт каких-то резких изменений).
Как я рассчитываю CPM
Под CPM в Дзене я понимаю доход, который приносит канал, за 1000 просмотров. .
CPM = Деньги / Просмотры × 1000
Здесь:
- Деньги — доход за сутки. Для этого я вывожу деньги ежедневно.
- Просмотры — просмотры на канале согласно Яндекс.Метрике. Речь именно о просмотрах, а не о посетителях или новых посетителях.
При этом нужно учитывать, что деньги выплачиваются на вторые сутки. Т.е. сумму, выплаченную 15 июля, надо сопоставлять просмотрам за 13 июля.
Как менялось значение CPM в июле-августе
Приводить все данные смысла нет, всё наглядно видно на гистограмме:
Сразу видно, что снижение CPM действительно есть, но нет никакой ступеньки — просто «стоимость тысячи просмотров» постепенно снижается.
Если говорить о цифрах, то среднее значение CPM за июль составило 86,64 ₽, а за 13 дней августа — 65,76 ₽. Снижение составило порядка 20,88 ₽ или 24,1%.
В общем, я ожидал худшего, но и такое падение достаточно чувствительно. Особенно на фоне снижающихся просмотров.
Конечно, сам факт снижения неприятен. Но я бы не стал списывать его на какое-то искусственное снижение. Больше похоже именно на естественные причины (сезонность, конец квартала и т.п.).
В заключение хочу подчеркнуть, что это всё относится лишь к одному моему каналу, и на вашем канале динамика CPM может быть другой. Если вы обеспокоены снижением оплаты, то рекомендую проанализировать — построить для себя такой же график.
Дело в том, что они резко снизили как общее количество показов, так и длительность и у меня даже статьи с очень высоким CTR и дочитками более 70%, «умирают» через два дня, с максимальной дочиткой 30 — 40 тысяч, а в среднем 2-3 тысячи, тогда как ранее подобные статьи крутились неделями и дочитка доходила до 200 тысяч. Что-то они опять подкрутили в своём алгоритме. Это началось в августе. У меня было сразу две популярные статьи, которые сразу стали набирать много дочитываний, но… через два дня их всё равно перестали показывать, успешно похоронив, хотя снижания интереса не было.