Хочу напомнить вам о двух фактах, которые уже стали достоянием истории. Первый — Дзен когда-то был Яндекс Дзеном, и главным источником трафика в нём был Яндекс (главная страница поисковика, Яндекс Браузер и мобильное приложение Яндекса). Второй — когда-то у компании ВК была ещё одна рекомендательная система — Пульс, которую закрыли через некоторое время после перехода Дзена в собственность ВК.
С момента закрытия сделки по продаже Дзена прошло больше года, Пульс был закрыт около полугода назад — оба эти события так или иначе должны были повлиять на трафик Дзена.
Поскольку с главной страницы Яндекса осуществляется перенаправление на Дзен, то такой трафик пропасть не должен. Но, кроме этого, Яндекс приводил в Дзен пользователей с помощью приложений — Яндекс Браузера и мобильного приложения Яндекса. И вот тут могло что-то поменяться, ведь ленту Дзена убрали из Яндекс Браузера (осталась только закладка, ведущая на yandex.ru), а в мобильном приложении появилась возможность переопределить стартовую страницу.
Закрытие Пульса должно было положительно сказаться на трафике — ленту Дзена стали показывать на главной странице mail.ru, и те пользователи, которые раньше читали Пульс, теперь должны автоматически стать пользователями Дзена.
Какую долю трафика Дзен получает благодаря Яндексу
Сразу хочу сказать, что однозначного ответа на этот вопрос мы получить не сможем. Пользователь, который заходит на yandex.ru автоматически перенаправляется на сайт Дзена, где видит карточки публикаций. Когда он кликает по карточке и смотрит статью, то, с точки зрения метрики, источником перехода оказывается уже главная страница Дзена. И такой пользователь для нас ничем не отличается от того, кто изначально стремился попасть на Дзен.
Но зато мы можем оценить, какой трафик в Дзен создаётся приложениями Яндекса — в первую очередь Яндекс Браузером и приложением Яндекс Старт (так сейчас называется мобильное приложение Дзена).
На моём канале получились вот такие данные:
- 35,1 % — Яндекс Старт;
- 26,5 % — Яндекс Браузер;
- 10,5 % — Android Browser (это, как я понимаю, мобильное приложение Дзена).
На разных каналах данные могут немного различаться, но в целом соотношение будет примерно таким же.
Получается любопытная картина — больше половины пользователей использует приложения Яндекса для того, чтобы входить в Дзен.
И если про Яндекс Браузер нельзя однозначно сказать, что пользователи попадают в Дзен лишь благодаря наличию в бразере встроенной кнопки с переходом в Дзен, то с приложением Яндекс Старт ситуация другая. Пользователи запускают его, потому что оно когда-то давно стало для них синонимом слова «интернет», и они заходят сюда чего-нибудь почитать.
Меня очень удивило, что приложение Дзена использует в три раза меньше пользователей, чем Яндекс Старт. Похоже, Дзену надо заняться более агрессивным продвижением приложения.
Вообще, глядя на эти цифры, напрашивается вопрос: что будет, если Яндекс уберёт Дзен из своих приложений, если кнопка «Яндекс» в браузере будет вести на ya.ru, а первой страницей в Яндекс Старте установят какую-то другую?
На мой взгляд, это приведёт к тому, что достаточно значимая часть пользователей перестанет заходить в Дзен. Кто-то уйдёт в Chrome, где есть рекомендации от Google Discover, кто-то в другие соцсети или телеграм.
Какую долю трафика Дзен унаследовал от Пульса
Если узнать, сколько пользователей попадает в Дзен благодаря редиректу с yandex.ru мы не можем, то с переходами с mail.ru дело обстоит проще. Раньше там выводились карточки Пульса, а после закрытия отображаются карточки Дзена. Поэтому, если у вас есть переходы с сайта mail.ru, то это как раз тот самый трафик, который унаследовал Дзен от Пульса.
Если судить по моему каналу, то доля такого трафика очень мала — всего 0,11%. На разных каналах доля таких переходов может быть и выше — я знаю о канале, где доля mail.ru составляет больше 3%.
Думаю, такой разброс можно объяснить тем, что с точки зрения Дзена лента, которая показывается на главной странице mail.ru — «холодная». Далеко не все пользователи, которые авторизованы на mail.ru обзавелись учётной записью Дзена, поэтому им показываются публикации, рассчитанные на новых пользователей — это публикации с отметкой «интересное в Дзене», в которые материалы большинства каналов не попадают.
Это значит, если ваши публикации не попали в «интересное в Дзене», то трафика с mail.ru у вас не будет.
Соответственно, сделать выводы, о том сколько Дзен получил трафика благодаря закрытию Пульса, не получится. Но, думаю, что вряд ли это очень большое значение.