В декабре принято подводить итоги или рассказывать о трендах. Не уверен, что я хочу писать о трендах Дзена, но вот про итоги можно поговорить.
Я обратился к рейтингам, которые публикует компания Mediascope, на основе данных исследования CrossWeb. Там ещё нет данных за декабрь этого года (что логично), но опубликованных уже достаточно, чтобы оценить успехи различных платформ в этом году.
В первую очередь меня интересует Дзен, сравнивать который мы будем с YouTube, Telegram и ВК.
Как менялся среднемесячный охват платформ
- YouTube. В январе охват составил 95,5 млн человек, а к концу года (ноябрь) снизился до 91,2 млн чел., снижение составило 4.6%.
- Telegram. Здесь наблюдается стабильный рост аудитории — с 83,7 млн в январе до 86,97 млн в ноябре (прирост 3.9%).
- VK. Тоже растёт — с 90,3 млн до 91,16 млн в ноябре (прирост ~1%).
- Дзен. Платформа потеряла часть аудитории — с 82,1 млн в январе до 76,96 млн в ноябре, что соответствует падению на 6.3%.
Получается, по загадочным причинам Дзен терял аудиторию вместе с YouTube, в то время как Telegram и ВК, наоборот, увеличили свои охваты.
Однако, среднемесячный охват, на мой взгляд, это не такой интересный показатель. Например, я не могу назвать себя пользователем VK. Но если мне пришлют ссылку на какой-то пост там, то я перейду и почитаю, а меня «посчитают» в качестве пользователя. Гораздо интереснее среднедневной охват — сколько пользователей, в среднем, заходит на платформу ежедневно.
Как менялся среднедневной охват платформ
Здесь динамика изменений в целом такая же:
- YouTube. Среднедневные охваты снизились с 54,2млн в январе до 46,2 млн в ноябре. При этом в процентах падение оказалось более резким — около 14.7%.
- Telegram. Ежедневная активность пользователей выросла с 58,1 млн в январе до 62,98 млн в ноябре (прирост 8.3%).
- VK. Ежедневный охват увеличился с 55,2 млн в январе до 56,7 млн в ноябре. Правда, в процентах прирост не такой заметный — 2.7%.
- Дзен. Снижение с 32,1 млн (январь) до 28,17 млн (ноябрь) — на 12.3%.
Отношение среднедневных охватов к месячным (DAU / MAU)
Особый интерес у меня вызывает показатель DAU/MAU, который характеризует привлекательность платформы для пользователей, и показывает, какая доля пользователей готова возвращаться на платформу каждый день.
Увы, здесь у Дзена тоже не всё так хорошо — наблюдается снижение (c 39% до 36,6%), в то время как у ВК и телеграма доля возвращающихся пользователей, наоборот, росла.
В целом получается не очень радужная картина. Если 2023-й год для платформы был достаточно стабильным — не было большого роста, но также не наблюдалось падения, то в этом году те, кто на протяжении всего времени существования Дзена говорили, что «пользователи разбегаются из Дзена», впервые получили возможность говорить об этом, опираясь на реальные цифры.
Если про падение YouTube всё понятно, то за счёт чего произошло снижение показателей Дзена, наблюдая со стороны, сказать сложно. Возможно, на платформе «переиграли» с поисковой оптимизацией? Например, я всё реже встречаю в Google «поисковые посадочные страницы», а когда их вижу — они уже не занимают первые позиции в результатах поиска.
Кроме того, в рейтинги не попали новые плафтормы — Nuum и Rutube. Возможно, они оттянули на себя какую-то часть аудитории Дзена?
В любом случае, Дзен всё ещё находится на главной в мобильном приложении Яндекса (специально установил его, проверить), на платформе усиленно работают над поисковой оптимизацией (тысячи тематических страниц на все случаи жизни, как мне кажется, часть таких усилий). Надеюсь, это всё даст какой-то результат.
Но, ещё больше я бы хотел надеяться, что часть усилий платформы будет направлена на повышение среднедневного охвата — на то, чтобы пользователи хотели и возвращались в Дзен — к своим любимым авторам.