В статистике Дзена для текстовых публикаций появилась новая метрика — «реакции». Она отражает то, как читатели отреагировали на ваш материал.
Вполне вероятно, что общение авторов с техподдержкой Дзена теперь будет выглядеть так (цитирую на правах автора локального мема):
Автор: «Что со статьёй? Почему нет показов?!»
ТП: «У вас две красные полоски!»
Что такое реакции и как они рассчитываются
Для начала я попробую привести факты, а и уже потом перейду к выводам и конспирологии.
Виктор Ламбурт, который «держит всё под контролем» в Дзене, во время прошедшей дзен-пятнице дал такое определение:
«Реакции, которые мы запустили, позволяют понять, как люди воспринимают информацию в публикации, что они думают, готовы ли они порекомендовать эту публикацию своим друзьям или близким».
Мне кажется, что чтобы это понять, нужно залезть в голову читателю. Вот что использует Дзен для этого:
- Опросы пользователей (всплывающие сообщения после статьи) вида «Готовы ли вы порекомендовать эту статью»
- Другие сигналы — лайки, дизлайки и разная дополнительная информация.
Такие опросы ведутся довольно давно, периодически я встречаю их в ленте.
У многих публикаций статистики по реакциям ещё нет. Вот как это объясняет Виктор:
«Если реакций на публикацию мало, то тут может быть большая статистическая ошибка. Поэтому мы в таких случаях не показываем реакцию, чтобы не давать авторам ложных данных. В среднем, после одной тысячи дочитываний у публикации начинают „прокрашиваться“ эти полоски — где-то меньше где-то больше, зависит от того насколько активно люди вовлекаются в опросы».
Интересный подход выбран для отображения информации на шкале реакций: «50% — это среднее значение по всему Дзену».
Если у вас значение реакции больше 50% — значит публикации в лучше «средней» публикации в Дзене.
Реакции буду влиять на показы, но только в одну сторону:
- Публикации «в красной зоне» будут реже показываться пользователям.
- Публикации с «зелёными» реакциями могут быть интересны только узкой категории, поэтому не факт что такие публикации будут получать большой охват.
Реакция на реакцию и другие вопросы
Реакции мне представляются чем-то вроде обратной связи от читателей, причём от всех сразу.
Это отлично, что автор может понять, что читателям нравится статья или не нравится. Однако, к сожалению, мы похоже получили измеритель, который ничего не измеряет, да и вообще к этим реакциям много вопросов.
Опросы могут давать некорректную информацию
Я не могу сказать, что я часто вижу опросы, читая публикации. Но периодически мне их показывают. Причём, меня чаще спрашивают о том считаю ли я, что автор разбирается в теме.
Являются ли именно такие вопросы тем самым сбором реакций, я не знаю.
Порекомендую ли я статью кому-то, спросили, если не ошибаюсь, один раз.
Но результат этих опросов не всегда можно трактовать однозначно. В октябре я писал в телеграме, что отвечая на вопрос, «читатель может высказать своё несогласие с тем, о чём рассказано в статье, личное отношение к автору или собственное плохое настроение».
Поскольку такие опросы проводятся редко, то влияние каждого хейтера, мракобеса или просто шутника, участвующего в опросе может привести к снижению показов.
Можно ли накрутить полоски?
Поскольку для расчёта реакций используются ещё и другие сигналы, среди которых вполне понятные нам лайки и дизлайки, то из этого можно сделать очень неуютный вывод.
Боты, которые чувствуют в себя в Дзене довольно вольготно, могут ставить лайки и дизлайки, а значит с их помощью можно накручивать полоски.
Зелёная полоска, как рассказал Виктор Ламбурт, не означает получение публикаций дополнительного охват. А вот красная означает, что статью перестанут показывать.
И самое грустное, что автор это никак не узнает, не проконтролирует. Он будет писать в поддержку, а ему будут говорить… впрочем с этого началась наша публикация.
Реакции не увидят те, кому они нужней всего
Для того чтобы реакции отразились в статистике, публикация должна собрать порядка 1000 дочитываний.
На подавляющем большинстве каналов в Дзене столько дочитываний бывает очень редко.
Даже на успешных каналах случаются «недели низкого ctr» (а ещё месяцы и полугодия), и тогда публикации просто не получают столько дочитываний.
Именно тут были бы важны реакции: «Если на статью плохо реагируют даже подписчики, то значит я что-то делают не так». Но нет, автор этого не узнает.
Ошибки в подборе аудитории «валятся» на автора
Нередко случаются ситуации, когда алгоритм ошибается с подбором аудитории для статьи. Выходит статья, а ctr меньше единицы. Кому показывают эту статью — неизвестно. Но ctr и низкие дочитывания говорят о том, что явно не «ядерной аудитории». Такое случается периодами (т.е. часто это не одна невезучая публикация , а о нескольких публикаций подряд).
Почему такое происходит — неизвестно. Но можно точно говорить, что и реакции на статьи в этом случае будут исключительно красными. Для алгоритма это будет сигнал «больше не показывать».
Т.е. то, что должно восприниматься как обратная связь, на основе которой нужно делать выводы и исправлять ситуацию с неверным подбором аудитории, воспринимается как сигнал, что статья совсем плохая, все недовольны и нечего её показывать.
Реакции вообще ничего не показывают
Больше всего меня смутило то, что шкала реакций показывает не отношение читателей, которые положительно отнеслись к публикации, к тем кто дал негативные сигналы, а то что она показывает это относительно «среднего показателя».
Предположим, автор написал хорошую статью, которая вызывает самые разные реакции читателей — кто-то соглашается, кто-то спорит, кто-то лайкает, кто-то дизлайкает. А её сравнивают сразу со всеми публикациями в Дзене.
Что даёт автору это сравнение? Да в среднем его читатели сегодня реагируют лучше или лучше. Но понять, стал ли он лучше чувствовать свою аудиторию по этому показателю нельзя.
Потому что вчера «средняя температура по больнице» была другой. Поэтому сравнивать проценты реакций по одной публикации с другой, следить за динамикой в этом случае нет смысла.
В общем, это ещё одна «карма», которая «что-то показывает».